нашёл дома ножи? импровизируй

читать дальше
95. "На переломе (Кадеты)", А. Куприн.
96. "Американские боги", Нил Гейман.
Очень крутая книга. Не знаю, почему я так долго её не читала - потому что мне в принципе очень нравится идея... хуманизации богов, что ли. Осовременивания образов. "Перси Джексон" написан как попало, потому что это подростковый бестселлер, но он мне нравился именно этим (а чем же еще? разве что Логаном Лерманом). А здесь всё еще и круто, от текста до сюжета. И я видела интервью от канала HBO, где будущий шоураннер говорил - Тень должен быть не белым. Испанец или цыган, но точно не белый. Ну оно и понятно, даже в книге его спрашивают, испанец он? цыган? или в нём есть чёрная кровь? Дело не в политкорректности канала. Я сама его не белым видела. И боги такие там написаны, одновременно божественные и человечные. И если всю книгу я "ястреб" читала как Гор (он же там часто мельком появлялся, хотя, может, обычные ястребы тоже были, просто я не забывала о сказанном), то до Локи допёрла только одновременно с Тенью. Хорошо еще, что я читала в хорошем переводе, а не со "Злокозны". Идеальное преобразование имени. Если честно, несмотря на то, что было в конце, я ему обрадовалась, как старому другу - хоть кто-то знакомый. Хотя ладно, большинство богов я знала - кроме тех, о которых вообще не слышала. В принципе, любой, кто смотрел "Женщину-Кошку" и фильмы "Марвел", может опознать бОльшую часть. И еще огромная плюшка - я тут гуглила про религию вуду в культуре, и мне Вики подогнала только АИУ и серии про Папу Легбу, но АИУ я смотреть не буду, а у Пратчетта про это уже читала, и просто не знала, где еще что-то почитать просто по интересному антуражу, и тут про это было, хотя и немного.
Совершенно забила, что Куприн входит в школьную программу, и прочитала эту небольшую книжку. Не могу сказать, что это было очень круто, но образно и живо, такой срез эпохи. Очень узкий срез - глазами почти школьника, кадета. Мда, если всё в кадетских корпусах было так стрёмно, я не удивляюсь, что белые проиграли Гражданскую войну... но это вопрос щекотливый в наше время. В рассказе ужасно мало действия и много описания училища и тех, кто там был - учителей, начальства, самих кадетов и тех групп, на которые неизбежно делится подобное общество. Сейчас всё, конечно, сильно поменялось, и вообще-то реформировалось уже тогда, но пара моментов в том же "Кадетстве" стала мне чуть более понятной.
И просто хочется сказать, что я в последнее время начала читать и добила где-то до середины несколько книг - и "Задверье" Геймана, и "Историю Лизи" Кинга, и еще пару книг... и вроде все неплохие, но не могут меня заинтересовать. Какой-то странный период. Наверное, я давно не читала истинного шедевра, чтобы любить книгу как Гагарин - Землю, во время чтения и потом. Или учиться задолбалась. А сейчас скачала себе Revival Кинга на английском, раз оно уже вышло, надо хоть ради крутости прочитать поскорее. Пока русского перевода нет.
96. "Американские боги", Нил Гейман.
Очень крутая книга. Не знаю, почему я так долго её не читала - потому что мне в принципе очень нравится идея... хуманизации богов, что ли. Осовременивания образов. "Перси Джексон" написан как попало, потому что это подростковый бестселлер, но он мне нравился именно этим (а чем же еще? разве что Логаном Лерманом). А здесь всё еще и круто, от текста до сюжета. И я видела интервью от канала HBO, где будущий шоураннер говорил - Тень должен быть не белым. Испанец или цыган, но точно не белый. Ну оно и понятно, даже в книге его спрашивают, испанец он? цыган? или в нём есть чёрная кровь? Дело не в политкорректности канала. Я сама его не белым видела. И боги такие там написаны, одновременно божественные и человечные. И если всю книгу я "ястреб" читала как Гор (он же там часто мельком появлялся, хотя, может, обычные ястребы тоже были, просто я не забывала о сказанном), то до Локи допёрла только одновременно с Тенью. Хорошо еще, что я читала в хорошем переводе, а не со "Злокозны". Идеальное преобразование имени. Если честно, несмотря на то, что было в конце, я ему обрадовалась, как старому другу - хоть кто-то знакомый. Хотя ладно, большинство богов я знала - кроме тех, о которых вообще не слышала. В принципе, любой, кто смотрел "Женщину-Кошку" и фильмы "Марвел", может опознать бОльшую часть. И еще огромная плюшка - я тут гуглила про религию вуду в культуре, и мне Вики подогнала только АИУ и серии про Папу Легбу, но АИУ я смотреть не буду, а у Пратчетта про это уже читала, и просто не знала, где еще что-то почитать просто по интересному антуражу, и тут про это было, хотя и немного.
97. "Космический десант", Роберт Хайнлайн.
Первая книга, для знакомства с автором, очень понравилась. Не очень длинная, но интересная. Местами прописана подробнее, местами - более бегло, биографично. Повествование от первого лица подкупает. Несмотря на присутствующие в книге высадки космического десанта, бои и захваты, книга не очень-то полна экшна, там много описания жизни - это тоже очень любопытно, как живут и тренируются в армии будущего, и присутствуют рассуждения. Кстати, главный герой утверждает, что солдаты Мобильной пехоты сражаются уже просто потому, что они Мобильная пехота. Философских изысканий для этого никому не нужно. А в начале он приходит в армию едва ли не случайно. И трагичные моменты в книге такие болезненные - даже смерть лейтенанта Расжака, который едва ли появлялся в самом повествовании, только был где-то там, в командовании, и мелькнул в паре сцен. Но когда отряд его теряет, всем плохо. И читателю тоже, или по крайней мере мне. Отличная книга, а фильмы я не смотрела.
98. "Чужак в чужом краю", Роберт Хайнлайн.
Сначала очень нравилось, потом перестало. Просто зашло слишком далеко. Едва ли не треть книги вызывала такое же отторжение, как эпилог "Гарри Поттера" у некоторых читателей - не затем ты рос с героями и полюбил подростков из волшебного мира, чтоб тебе на последних страницах показали взрослых людей с детьми и работой, за тридцать, а кто-то еще и полысел... Сначала нам дают Человека с Марса, такого чуждого, в чём-то даже лучше людей, в чём-то - может быть, хуже, умеющего разворачивать предметы и существ перпендикулярно ко всем точкам нашей Вселенной сразу. А потом показывают циркача, который устраивает религиозное Гнездо с оргиями. Философия марсиан дико странная. Я просто не могу принять, что скушать кого-то после его ухода в мир иной - это отлично и сближает друзей. Нет, ну если принять во внимание совсем другое сознание... марсиане вроде умирают, когда сами хотят. Но не могут же они жить вечно. Они стареют? болеют?.. А если воды у них так мало, что она превратилась в святыню, как они вырастили Майка - человека, которому нужно литра два в день для нормального роста и развития?.. Непоняток много, но столкновение культур вначале казалось очень интересным и неизбитым. А в конце марсианина забили камнями. Синдром книги про Ихтиандра - люди же всегда готовы сделать что-то в этом духе. Нехорошие люди. Только марсиане хорошие.
99. "Живая земля", Андрей Рубанов.
Своеобразная книга, как и практически весь русский пост-ап. Много идеализации какого-то определённого быта. Автор вроде бы противопоставляет наш старый мир и мир будущего - где надо работать бесплатно, зато будет бесплатный хлеб. Кто так не делает - тот разложенец. Автор ставит вопросы, было ли раньше лучше, стоит ли совершать катаклизмы вручную - нам нужно мыло, чтоб очистить мир? Какие хорошие вопросы, жаль только, ответ на них даётся однозначный. Ведь главный герой - пацан-человек будущего, всю книгу старался быть хорошим, поступать правильно, на благо общества. Не для себя старался. Может, даже слишком не для себя - с лёгкостью отдал девушку, которую любил, сначала другу, потом какому-то богачу. То есть нам так преподносится эта ситуация - что Денис за нее не боролся. Хотя так любил!.. Другая сторона - что девушка то любила Дениса, а то бегала к кому попало, в расчёт не особо принимается. Опять же, героям достаётся артефакт, который привязывает владельца к себе и заставляет чахнуть, сохнуть и сдохнуть - не иначе как растительного происхождения Кольцо Всевластия. И почему-то в книге очень резал глаза мат. Обычно к мату я отношусь нормально, а если в фильмах, где он есть, он вдруг исчезает, это очень раздражает, такое себе ханжеское зацензуривание, всё равно всё понятно. Но в этой конкретной книге даже мат какой-то противный. Хотя в принципе идея интересная - мини-конец света и как все будут жить после него. Тут нет глобальной катастрофы, но мир немного порушило, и вот к чему всё привело.
100. "Невероятное путешествие", Шейла Барнфорд.
Вообще у этой книжки о животных есть и экранизация, но я видела ее в далёком детстве. Оттуда помню милых животных, любовь и верность, а еще тупой юмор. А книжка совсем на это не похожа, юмора там нет, животные между собой не разговаривают. И вообще это другие животные. Бультерьер, лабрадор и сиамский кот. Они остались дома одни и решили, что неплохо бы пойти к хозяевам. Решили по-животному, потому что никаких фантастических допущений нет. Кроме разве что того, что кот смог прогнать медведицу, но... почему бы нет. Интересно описаны животные и природа.
101. "Лангольеры", Стивен Кинг.
Несмотря на то, что от ситуационных ужастиков (люди оказались в стрёмной ситуации, и вот как они себя поведут?) я немного устала, Лангольеры мне всё равно очень понравились. Они интересные, и должны быть пугающими, наверное, за счёт сути этих монстров, но... мне показалось справедливым, что они пожирают день вчерашний, потому что мне в моём измерении от них вреда быть не может, а шанс, что кто-то пролетит в северное сияние к ним - очень маленький. И всё равно зловеще. По крайней мере всё это описание неотвратимого приближения. Персонажи тоже привлекают внимание, хотя - ну вот любит Кинг детей-"пророков".
102. "Война миров", Герберт Уэллс.
Мне не очень нравится стиль Уэллса, хотя здесь понравился больше по сравнению с "Островом доктора Моро". Вообще, кстати, приятно, что в такое древнее время, больше века назад, Уэллс уже писал о том, что популярно с тех пор и сегодня, и во всё промежуточное время - и эксперименты, поставляющие полуразумных мутантов, и высадки зловредных пришельцев, и всё такое радующее читателя. Здесь было очень интересно читать - всё так страшно и неотвратимо надвигалось на бедное человечество. Хотя, думается мне, даже век назад люди могли хоть что-то противопоставить марсианам. Не просто собрать несколько пушек и кавалерию. И любопытно было прочитать фразу "самое страшное бегство в истории человечества" - когда люди стекались из города, покидали Лондон. Потому что ни Первой, ни Второй мировой войны еще не произошло, и марсиане действительно устроили самую большую мясорубку. Хотя масштаб был очень узкий - только Лондон и несколько городков неподалеку. А ведь вторая части книги названа "Земля под властью марсиан". Описание пришельцев и технологий, и книга в целом - очень новаторские. Конечно, это сильно повлияло на жанр. Даже просто кое-что почитав и посмотрев из современного (или уже не очень), можно это заметить. А вот с психологичностью вроде бы тоже порядок - потому что описать реакцию и вставить немало философии, это хорошо получается у Уэллса (хотя я сужу только по двум книгам), но как-то всё немного отстранённо. Также проблема с визуализацией. Вроде описано каждое щупальце, а ситуацию в целом увидеть не всегда получается, или только у меня беда с восприятием. Но правда мне кажется, что всё описано недостаточно остро. Хотя книга ведь заявлена как описание очевидца, когда беды уже улеглись. Это может снизить накал страсти. Короче, мне понравилось, интересная книга, особенно в срезе времени.
103. "Имею скафандр - готов путешествовать!", Роберт Хайнлайн.
Книга, с которой не соскучишься, хотя если судить по большей ее части, на многое она не претендует. Кстати, я читала, что именно описания Хайнлайна сильно повлияли не только на sci-fi, но даже на настоящую науку - его разработки экзоскелета, скафандра, всё такое. Порадовало, что персонаж практически мой ровесник, доучивается и будет поступать. В такой ситуации даже случайное попадание в далекую-далекую галактику с недружелюбными обитателями лучше, чем собственно поступать. И персонаж вообще молодцом выходил из всех сложностей и опасностей, потому что он там оказался вообще случайно, образования соответствующего не имел - разве что вокруг своего скафандра достаточно прыгал, пока его чинил, и в устройстве разобрался. Очень понравилась Чибис, прямо нечасто встречается персонаж-ребёнок, чтобы и любопытный-весёлый-непосредственный, и не бесил этим. А здесь такая классная героиня. Единственное, что Мамми и ее раса должны как бы вызывать чувства уюта, защищенности - "материнское" влияние. А меня это отталкивало по сути. И когда герой проникался, у меня было чувство отторжения, потому что нельзя просто так взять и полюбить какое-то существо, если оно на тебя так влияет. Не знаю, вроде у них такая природа, но я это воспринимала как чужое влияние.
104. "Сонная лощина", Вашинтгон Ирвинг.
То есть не одна "Сонная лощина", это сборник новелл. "Рассказы путешественника" и "Жених-призрак" там тоже были, и про Рипа ван Винкля. Ну что я могу сказать, в своё время это, наверное, был вполне хоррор (в жанрах на сайтах написано "триллер" ), но сейчас это просто записанные местные легенды. Автор сам признается, что собирал рассказы непосредственно на местах. Кстати, пока перечитывала, пересмотрела "Сонную лощину" Бёртона - всё же из короткого рассказа с сюжетом банальнее некуда сделали хорошую картину. Не сказать, что я в восторге от Ирвинга, но стиль приятный - хотя описания еды удаются ему, может быть, лучше, чем монстры и Всадник-гессенец.
105. "А зори здесь тихие", Борис Васильев.
С этой книгой всё понятно . Сначала посмеешься (в начале ведь есть пара шуток, и стиль у автора такой живой), а потом все умирают. Жалко.
106. "Тоннель в небе", Роберт Хайнлайн.
Кажется, у меня новый краш среди писателей
В "Лангольерах" Кинг упоминает Ханлайна как одного из Святой Троицы научной фантастики. И вот с одной стороны Хайнлайн, конечно, очень тонко прописывает психологию героев. Даже в этой книге в начале все мысли и переживания главного героя так хорошо написаны, я верю в каждую его мысль, если бы студента выбросили выживать в дикую природу, он был думал как-то так. Я бы сама так думала. Но потом... конечно, люди сбились в общину, так проще выживать и все инстинкты говорят им так. Но потом они все переженились и уже начали детей рожать. Конечно, в начале всё очень по-животному - лишь бы выжить, но потом жизнь уже налажена, и мне слабо верится, что все за полгода собьются в пары только потому, что их никто не забирает обратно в цивилизацию. Даже в "Ходячих мертвецах", где ситуация гораздо определённее, никто не торопится жениться, а с детьми и вовсе куча проблем.

107. "О всех созданиях, больших и малых", Джеймс Хэрриот.
Когда я открывала эту книжку, я думала, это милая, отчасти биографичная повесть о том, как важно любить зверюшек, "все псы попадают в рай". А с первых же страниц описаны роды коровы. С кровью, грязью, описанием того, как ветеринару приходится ей руку внутрь засунуть, чтобы помочь телёнку выйти как надо. И вся книга с такими подробностями. Респект автору за то, что он не прикрывает милотой подробности того, как он зашивал собаке веко и колол коровам кальций в шею. А еще люди в книге так отлично описаны, я прямо обращала внимание, что сказана пара слов, максимум пара строк, а я уже вижу и слышу нового персонажа лучше, чем в кино. Некоторые истории правда трогательные, другие забавные, а третьи очень безрадостные. И всякие йоркширские кушанья описаны очень вкусно.
Однако нас с Хелен покорили не только домашняя ветчина, йоркширский сыр, слоеные пироги с сочной начинкой из вырезки и почек, ягодные корзиночки и колоссальные йоркширские пудинги. (...) Она проводила нас в столовую, и ее племянница Берил тотчас подала нам горячий ужин: густой чечевичный суп, а на второе -- блюдо, которое сейчас, наверное, назвали бы гуляшом, хотя тогда это было просто мясо, тушенное с грибами и овощами. Но зато над ним явно колдовал кулинарный гений. От крыжовенного пирога со сливками мы уже вынуждены были отказаться.
108. "Казино Рояль", Ян Флемминг.
Я вот даже не думала, что в таких популярных книгах, практически классике, всплывают настолько странные вещи. Например, когда Веспер похитили, Бонд гонит за ними на ситроене, и думает "вот эти женщины, лезут в дела настоящих шпионов, лучше бы сидели и сплетничали о платьях!", при этом он сам, в принципе, виноват в этом (то, что выясняется в конце, это меняет, но в тот момент он виноват, и сам думает, что виноват, и всё равно так думает). А еще так завуалированно описано, что Бонд в больничке потом переживает... что "останется холоден как лёд в её присутствии". И вот понимай как хочешь - то ли он думает о чувствах, то ли о том, что после избиения останется импотентом. И в переводе, который я читала, казино называлось "Руаяль", что немножко ущербно звучит. И опять понравилось описание еды. Потому что от заказа Веспер (особенно от земляники со сливками), я начала капать слюной на телефон, а потом Бонд взял и пожелал авокадо с майонезом.
109. "Омон Ра", Виктор Пелевин.
Честно - не понравилось. Это была бы любопытная антиутопия, еще и короткая (что в данном случае в плюс), если бы не два "но": во-первых, это очень нереалистичный взгляд на мир и работу военных с учеными, потому что невозможно так "отправлять корабли на человеческой тяге", это всё идет вразрез со всякой логикой, и даже фашисты, шьющие вещи из человечьей кожи, делали что-то более полезное, чем выбирать лучших молодых людей, как при любом поступлении в ответственное место службы, чему-то их учить, чтобы они совершенно точно сдохли, бездарно и одноразово. А еще там кому-то отрезали ноги? Я не очень поняла момент с ногами. Вроде отрезали. Тем более непонятно, зачем. И наконец, второе но: нефиг выставлять СССР адом на земле, где делают именно то, что описано: жертвуют талантливыми пацанами, хладнокровно отправляя их на убой, чтобы обогнать прогнивший Запад. Это не антиутопия, это выброс говн.
0. "Географ глобус пропил", Алексей Иванов.
Перечитала в этом же году, просто захотелось, потому что книга понравилась. Кстати, со второго прочтения кое-что смотрится немножко в другом свете. Например, что говорят Служкину разные люди по одному поводу, а он ко всем придёт, послушает. А еще мне понравился кот Пуджик.