Новый пост книг. В прошлом их только 20, но я неспособна поднимать такие старые в моем восприятии посты.
читать дальше
21. "Десять негритят", Агата Кристи.
Почему-то я очень долго не хотела читать эту книгу. У меня так часто бывает, у меня с детства такая особенность, я как-то даже ГП давным-давно не хотела читать. Но обычно я оказываюсь приятно удивлена на счет того, что не хотела. И здесь - тот случай. Определенно, надо будет что-то еще у Агаты Кристи почитать, просто ради хорошего детектива, в котором до конца ничего не понятно. "Десять негритят" стали для меня больше книгой-реалити шоу, чем детективом. Этакое "делайте ваши ставки" с прекрасными настроениями саспенса. Потому что я действительно читала и делала ставки, кто когда умрет и кто проживет дольше - и удивилась, когда умер судья, я ж была уверена, что он если и не мистер А.Н. Оним, то явно какую-то роль во всём происходящем играет. Однако концовка мне всё расставила, спасибо. И да - Марстен, который умер первым, на мой взгляд, оценен недостаточно виновным. Он же полный урод. По логике злоумышленника, его смерть должна располагаться ближе к концу, но у него своя логика и своя оценка. В общем, очень захватывающая и при этом короткая книга.
22. "Страна радости", Стивен Кинг.
На редкость теплая, ламповая и солнечная книга Кинга. Несмотря на все депрессии главного героя, слушающего Doors и Pink Floyd, чтобы еще глубже погрузить себя во мрак и безысходность, несмотря на страшную историю убийства. Кстати, единственный минус этой книги - ко мне привязалось слово "пгизгаки" - ну, то есть, призраки, как передан в русском переводе акцент героини-гадалки. Пгизгаки. Я готова говорить это слово вечно. А еще книга о том, как хорошо надеть собачью шкуру и выпить стакан холодного молока, ходить по берегу моря, глядя на свою тень, и запускать большим рычагом чертово колесо. Интересно, как называют эти колёса обозрения в других странах? Просто я привыкла к определению "чертово колесо", но не знаю, почему оно чертово и вроде его вообще так называют только в моем городе. Герой книги с радостью перевоплощается в собаку. И собакой, радующей детей, быть прекрасно. Потому что Хоуи - большой пес, но он добрый. Он никогда не укусит. Книга прекрасна и удивительна. Мрачные части сочетаются с радостными. Хорошо читать при легкой депрессивности, наверное, потому что у главного героя та же проблема, ну и я сама читала, когда жизнь казалась не такой уж радостной. Кстати, мне кажется не самой плохой идея работать в парке развлечений. И всё же странные места такие парки. Что в книгах и фильмах, что в жизни. Чувствуется что-то особенное.
23. "Бойцовский клуб", Чак Паланик.
Культовая книга и культовый фильм. И из-за этого я, наверное, ожидала несколько большего, чем прочитала. Может быть, лучшего. Но в любом случае мне понравилась эта книга, хотя она и своеобразная; у Паланика интересная манера письма. Хотя больше я у него ничего не читала. Текст кольцами возвращается к одному и тому же, это "одно и то же" каждый раз разное, одно сменяет другое, а потом компануется вместе и оказывается еще одно кольцо, наслоенное поверх всех предыдущих; даже начало и концовка смыкаются в обратном порядке. Книга-уроборос. Главный спойлер книги - главный герой и есть Тайлер - я знала изначально, и давно. Причём из параллели с Малышом и Карлсоном, которая попалась мне неизвестно где. И да, это очень похожая история. Взрослее, страшнее и грязнее, но по сути такая же. Малыш был паинькой, которому не хватало любви и собаки, а домомучительница портила жизнь. Появился Тайлер Дерден с банкой варенья и дал ему в челюсть так, что до конца книги все персонажи с читателем будут гадать, что это за красные капли вокруг. Но знание этого сюжетного хода мне чтение ничуть не испортило, даже подарило дополнительные эмоции от угадывания вместе с героем и раньше него. И мне ужасно понравилось то, что у героя нет имени. Ну, повествование ведется от его лица, а только Мэри-Сьи постоянно талдычат свое имя сами себе, Паланик Мэри не пишет; но имя не звучит вообще ни разу. Пока из каждой строчки не начинает лезть Тайлер Дерден. Тайлер, Тайлер, Тайлер. В каждом абзаце. Заряженный монитор взрывается домомучительнице в лицо, и это совсем не веселая параллель с детской книжкой. Когда у Малыша всё хорошо - Карлсон улетает.
24. "Хорошо быть тихоней", Стивен Чбоски.
Книга очень легко читается. Написана как будто между мыслью и разговором, и да - когда читаешь, чувствуешь, что вот так люди и думают. Очень просто и открыто, и потому правдиво показаны взаимоотношения между людьми. отношения показаны такие, какие мог испытать в своей жизни каждый. Трудность в том, чтоб найти общий язык со старшим братом и сестрой, или младшим братом. И даже если сестра встречается с парнем, который может ее ударить, а у младшего проблемы с нормальностью в общем ее понимании - люди всё равно остаются семьей. Все эти встречи с родственниками, общение главного героя с друзьями, новизна ощущений, спутанное восприятие - всё это словно срез жизни. Ты видишь это. Ты это понимаешь. Может быть, даже пережил сам. И ты чувствуешь, когда читаешь, что главный герой просто тебе рассказывает это, без секретов (кроме анонимности, которую сам выбрал), без хвастовства или искажения чего-то. Потому что нет ни нужды, ни желания врать. Если он чего-то не говорит - значит, сам не знает. Очень откровенная и настоящая книга. Мне ее, кстати, посоветовала подруга. А я сумасшедшего обожания не разделила, но я прочитала и мне очень понравилось. И то, как Чарли записывает музыку для друзей, хранит какие-то диски, запоминает песни - это напоминает, что совсем недавно музыка и многое другое не было так близко и доступно, не всегда можно было открыть браузер и послушать что захочется. Вроде бы книга про современность, никакие не старые времена - а всё же жизнь была другая.
25. "Весёлый третий", Мария Киселева.
Короткая, но простая и добрая такая книжка, явно с советским настроем, про жизнь третьеклассников. Я люблю читать про школоту, хотя предпочтительно постарше - ближе к нам, но и про маленьких тоже. Написано хорошо, легко читается. Персонажи приятные и характерные. Казалось бы, ерундовое, но радующее чтиво.
26. "Кыш и Двапортфеля", Юз Алешковский.
Как-то проперло на детские книжки. Про Кыша я читала давно, когда-то в детстве, но ничего, по сути, не запомнила, и каждый раз как первый. Мне нравится эта книжка. Она одновременно детская и очень проницательная. Может, это видно, когда уже вырос и читаешь, но в книге очень много деталей и тонкостей, которые как бы невзначай показывают полную картину. И я просто люблю собак. Мне приятно было почитать и про Кыша, и сцены с немецкой овчаркой Герой. А вот кто мне в книге не нравился - даже не Рудик, главный подлец, а папа главного героя. Вот этот папочка бесил меня ужасно. С одной стороны, это хорошо, что он очень пожизневой, близкий к сыну, имеет свои человеческие особенности и слабости - у всех они есть, и дети, особенно маленькие, не всегда способны это понять. Но блин, когда пацан только пошел в школу и его там дразнят, и первая неделя ужасна, а еще следить за собакой и отвечать за нее - а то вдруг передумают, унесут, отдадут чужим людям уже своего щенка, а еще находить общий язык с друзьями и не-друзьями, и еще учиться, между прочим, надо - и папа постоянно вываливает ребенку свои проблемы, демонстрирует плохое (или "серое", ох) настроение, грозит убрать собаку, хотя сам купил и сам договаривался с мамой, и заставляет ребенка думать еще и о том, что он поссорился со своим старым другом. Нет, ребенок в любом случае должен понимать, что у мамы с папой тоже бывают проблемы, родители тоже люди. Это хорошо, что их можно видеть в таком свете. Но у пацана столько проблем сейчас, и большая часть - личного характера, что самое паршивое в любом возрасте. А тут папка еще ноет, что ему собака побриться мешает. А самому поучить щенка не брехать каждый раз, когда бреешься - нееет, что вы, проще сказать, что собака мешает жить.
27. "Родная душа".
Сборник рассказов шести разных авторов, посвященных одной теме - собакам. Все авторы - более или менее (в основном более) опытные собачники, державшие много собак, разбирающиеся в этом. Каждый автор привнес в книгу несколько рассказов, многие - о разных собаках. Например, я много нового узнала об азиатских овчарках, потому что это не очень популярная порода (или это только в моем мире так?), и с азиатами я вообще не знакома. Но, как я и думала, собаки сложные, может быть, еще серьезнее немцев. Книга не очень литературная, по стилистике несколько напоминает даже пособие по дрессировке, несмотря на то, что это просто рассказы собачников. Мне было очень интересно прочитать про таких разных собак - опасный, но послушный ротвейлер Ханыч, вытащенный хозяином с того света, "немецкая овчарка"-дитя двух дворняг Дружок, трусоватый, но добрый пес, два уличных приятеля - Волчок и Жучок... короче, я люблю собачек во всех проявлениях. Поэтому мне понравилось.
28. "35 кило надежды", Анна Гавальда.
Вот короткая книжка. Простенько написана. От лица тринадцатилетнего мальчишки. Я прочитала ее на одном дыхании и в конце мне глаза застилали слезы, просто стояли в глазах, а закончив, только прочитав последнюю фразу - я плакала как сучечка. Очень чистые эмоции были в книге. Без показухи. Без литературных изысков. Просто у мальчика ругаются родители, у мальчика синдром расстроенного внимания (как он нормально называется? как у Стайлза из Волчонка, наверное), его выгоняют изо всех школ из-за ужасной успеваемости и косяков в поведении (как Перси Джексона, наверное), и любимый дедушка - который никогда не отворачивался, всегда помогал, протягивал руку, находил спасительное занятие - в больнице. Но кончается-то хорошо. Хорошая книжка, всё как надо.
29. "Завтрак у Тиффани", Труман Капоте.
Несмотря на свою легкость и большую популярность - довольно классическая по своему тексту книга. Напомнила мне классику в лучшем ее проявлении, ту классику, которую приятно читать, а не ту, которую надо ибо школа. Главная героиня очень живая. Одновременно "ломаная" и безыскусная. А герой-рассказчик (который вовсе не Фред, везет мне в последнее время на книги с безымянными героями) напомнил героя Мэтта Смита в его фильме "Кристофер и другие". Только не гей.
30. "Астральный полет души на уроке физики", Дина Рубина.
Просто короткий рассказ, но он мне понравился очень, он смешной, легкий, и вместе с этим не плоский. В паре страничек умещаются глубокие персонажи - правда, только двое, девочка и учитель, но они проработаны и видятся совсем живыми. Ну и никуда без "я довольна своим бюстом".
31. "Чужие подъезды", Дина Рубина.
Вообще мне понравились тексты Рубиной, хотя я пока сужу только по двум, и один из них короткий, второй тоже не очень большой. Но она очень живо пишет. И вот в "Чужих подъездах" главный герой одновременно интересен, потому что он обычный человек, во многом даже приятный, умеет выделиться из серой массы никаких людей, в чем-то в лучшую сторону, и неприятен как личность. Он несколько инфантилен, он взрослый мужик, который живет с мамой и бабушкой, который тратил свою жизнь на ерунду и когда-то понимал это, а когда-то и нет; но когда осознавал, не предпринимал попыток что-то поправить. У него была великая любовь, которую он потерял, и пострадал не только сам - причинил большие страдания той женщине. У него был талант в какой-то мере, неплохой литературный талант, который теперь остался в его жизни только как напоминание "а как ты замечательно писал в десятом классе!" И саму жизнь, которая тоже дар, он тратит на ерунду. Ему не то что бы не нравится его работа - он не делает ничего важного. Не то что бы угнетает его жизнь - но он не счастлив. Вот про таких бытовых не-героев стоило бы читать на литературе. В предостережение, что ли.
32. "Моя тетушка - ведьма", Диана Джонс.
Книжка-фэнтези, причем фэнтези подростковое, может быть, даже детское, но не тупое. Кроме этого, меня очень привлекло название - я сама пыталась написать рассказ с похожим мотивом, только не написала, но тема для меня до сих пор интересная. А еще обложка красивая. Хотя я онлайн читала, но обложку посмотрела и оценила - кажется, этот же художник рисовал обложки к "Варджаку Лапу" и чему-то подобному, люблю такой стиль. И книга очень увлекательная. Немного путаная, может быть. Но это зависит от главной героини - всё-таки историю нам рассказывает напуганная девочка, втянутая в стремные приключения, и завязаны они не только на мистической части, но и на психологии. Это книга, в которой все герои всё время думают о том, что думают другие. И это тоже цепляет. Своеобразное отслеживание информации. В книге есть детективная составляющая, и полно мистики - от превращений людей в волков и жирных кошечек до погребения мужика в землю на двадцать лет. И один из главных героев появляется во второй половине книжки, но он мне очень понравился, он запоминающийся, харизматичный и очень похож на самых лучших, самых точно представленных стихийных колдунов. Таким не надо магичить разные мороки, туманить чужое сознание. Им подвластна истинная сила. Он может колдовать наложением рук. И он немного сумасшедший - и был, и стал после двадцати лет. Я прямо запоем прочитала, действительно интересно.
33. "Благоустроенная планета", Стругацкие.
Ох как меня всегда радуют миры Стругацких. От самых светлых до совсем безысходных типа Арканара. Просто в большинстве их показан мир, в котором есть цели. В котором люди могут делать что-то важное. Вместо того, чтобы получать ненужное образование, ходить на нелюбимую работу в офис, а потом сдохнуть в куче всего, чего не хотел, можно лететь осваивать для человечества новые планеты. И мне очень понравилось, как в конце короткого, в общем, рассказа герои решают, что недостойны представлять человечество. Что первый контакт должны провести те, кто более к нему готов. Потому что важно, что подумают о нас другие цивилизации космоса, ведь мы их так долго искали. Всё-таки Стругацкие - очень советские писатели, и от настроений своей эпохи они перенесли в книги самое лучшее и светлое. Но как же мне хотелось бы увидеть, как происходит что-то подобное. Правда, в наших условиях человечество, скорее всего, всё бы запороло и вышло бы как в "Аватаре".
34. "Моби Дик", Стругацкие.
А здесь даже в некотором роде наоборот: персонаж, у которого нет мечты. Он не знает, чего хочет, кроме как добыть Моби Дика. Этакий капитан Ахав на космический лад. Но убить белого кашалота - достаточно ли это хорошая цель? потому что Иринка говорит, что это не дотягивает до мечты. Но ведь это может быть целью. Но убийство морского зверя... не так уж круто. Может быть, герою есть к чему стремиться, а для меня просто никогда не было ценности в том, чтобы добыть и убить. Может, раз дикие кашалоты уводят самок и нападают на молодняк, чтоб сожрать, то должны истребляться. Но разве люди имеют право их истреблять, даже люди светлого будущего для десяти миллионов человек? А вообще дело даже не в этом. Просто вот жил человек, старался для всего человечества - а потом всем хорошо, счастье всем и даром. То, что виделось ему благом - пища в достатке и безопасность - есть у всех. И что дальше? Мне показалось, это хорошая отсылка к нашему послевоенному времени.
35. "За миллиард лет до конца света", Стругацкие.
Рукопись, найденная при странных обстоятельствах. Очень понравился формат книги. Отрывки, начинаемые в большинстве случаев с полуслова, в которых сначала немножко непонятно, что произошло между предыдущим куском и вот этим, но уже через несколько строчек паззл собирается и события восстанавливаются у тебя в голове. Вот и герои собирают паззл. Сверхцивилизация, закон Вселенной. По сути, нет даже доказательства - не научного, а такого, чтоб их самих полностью бесповоротно убедить, - что это именно другой разум или какие-то природные силы, ведь у них есть только пара странных событий, которым можно найти и бытовое объяснение. Просто люди очень любят и умеют отворачиваться от событий такого рода, своеобразный эффект Тишины, забыть и отрицать то, чего не может быть. А здесь люди, к тому же - самые обычные, о чудесах не мечтавшие (это какой-нибудь лирический герой обрадуется проявлению магии, ведь он всю жизнь верил в Хогвартс и Нарнию, а герои - ученые, занимающиеся серьезными исследованиями), просто делавшие свою работу. В какой-то мере творческую, но работу. И работа эта для них очень важна. Ведь наука могла бы так продвинуться, если б Малянов закончил свое исследование с полостями. А они решают не бороться с такой огромной и неведомой силой. По крайней мере, все решают, а один берет огонь на себя.
36. "Хищные вещи века", Стругацкие.
Достаточно тяжелая книга. По крайней мере, так оказалось для меня. Ты открываешь книжку с телефона, пока пьешь кофе на кухне в выходной, чтобы насладиться - ведь я люблю Стругацких, и наконец скачала в телефон то, что хотела, и Стругацкие не подводят никогда. Еще нет ни одной книги, которая бы мне у них не понравилась. Открываешь книжку, чтобы насладиться - а через пять минут страдаешь над судьбой человечества. А никто не обещал, что будет легко. А еще книга малопонятная. Поначалу. Ну, чем дальше, тем больше всего раскрывается. Просто о главном герое, от чьего лица и ведется повествование, мы знаем с самого начала прорву информации - он нездешний, вермут не разбавляет водой, любит читать и любит книги (что совсем не одно и то же и может идти раздельно) - например, Минца, он умеет поддержать любой разговор, не понимая, о чем речь (потрясающее качество, кстати), и он расследует загадочное дело. Но из всего этого мы не знаем, кто такой Пек, а кто Римайер, почему на заборах пишут "слег", правда ли Лэна пугают умертвия, и наконец, что за памятник стоит на площади. А потом мы всё узнаем. И какое же мерзкое общество нам предстает. Вроде бы человек максимально далеко отошел от животного - и вместе с тем возвратился в самое низкое животное состояние, которое только можно придумать. А еще я представляла Вузи с внешностью, очень напоминающей внешность какой-то хорошенькой актрисы, но никак не могу вспомнить, какой же, но это точно не Холланд Роден. А еще почему-то чем я больше депрессирую, тем больше читаю. Не так уж плохо в итоге.
37. "Вишневый сад", Антон Чехов.
Это я читала ради школьной программы. Ну, мне не особо-то понравилось. Просто я в принципе пьесы не люблю. Я не люблю формат театра, и читать то, что написано для постановки, мне нравится еще меньше. Но это ж Чехов. Он в принципе хороший писатель, его рассказы мне нравились. Это несколько спасло положение. Хотя всю пьесу герои жуют сопли и занимаются ерундой. Ерундой там занимаются все. Никто ничего не хочет делать - ни для пользы дела, ни вообще. Один Лопухин покупает сад - и вроде бы это во вред героям, все расстраиваются, его зовут мещанином, бесчувственной скотиной но в пьесе этого нет... а ведь он один что-то сделал. Ему-то от покупки сада будет лучше. А остальные только убивались, что прошлое не вернуть, сад зарос, пускать дачников - ужасно пошло и жизньболь.
38. "Обитаемый остров", Стругацкие.
Эту книгу я долго читала. Хотя не такая уж она большая по объему. Но в ней столько всего. И вот книги Стругацких, они всегда что-то меняют в тебе после прочтения. На что-то по-другому посмотришь, некоторые вещи увидишь в ином свете или задумаешься о том, о чем вообще не. Но эта книга особенно кардинальна. И когда дочитываешь, с каким удивлением думаешь - а ведь в начале пути Максим был неудачником, по понятиям своего мира. Потому что работал на какой-то специальности, для наших реалий аналогичной там кассиру или продавцу. Вроде и нормальная работа, все профессии нужны, а вроде и посмотрят как на не-добившегося. А потом - иной мир, и Максим там попаданец, но делает для мира больше, чем любой из живущих там. И нигде, говорит он, не живут глупее. Потому что это мир, в котором прозрение невозможно. И даже самые лучшие чувства искусственны. Любой душевный подъем - результат лучевых ударов. А ведь есть еще фильм по книге, и мне даже стремно его смотреть, настолько мне зашла книга.39.
"Страна багровых туч" , Стругацкие. Да, меня немного беспокоит, что я читаю в последнее время только произведения Стругацких, потому что всегда предпочитала чередовать авторов, но... а чё бы и нет, их книги еще ни разу меня не подвели, всегда интересно и здорово. Тем более что их книги есть в приложении в моем телефоне, поэтому я вообще могу где угодно и когда угодно читать, а то хотела я залить туда зарубежных авторов - а нет их. И кстати, из цикла про героев этой книги (про них же несколько книг) я уже читала "Далекая радуга", но, как я всегда делаю, первую книгу прочитала не первой. Но вообще-то и так всё понятно. А еще в процессе чтения очень приятно чувствовать себя хотя бы немного не тупой, и понимать, например, что смешного, когда герои говорят про генотип и фенотип. Книга очень напрягающая. Хотя и не безысходная (независимо от концовки, сам текст). И черт, у Стругацких в книге всё еще 19..., а у нас уже 2014 и никто что-то на Венеру не летит, что за несправедливость прогресса в реальной жизни?.. А в конце книги было немного джеклондонского мучительного выживания. Наверное, тут даже есть общий мотив - освоение человеком новых пространств, что Севера, что Венеры. И на самом деле я не люблю читать про такие страдания при борьбе за жизнь. Конечно, ты сочувствуешь героям, переживаешь - выберутся ли они, но... как мужик съел дикого волка, как Быков и Юрковский ползли по пескам, это всё так стремно и так ужасно для человека. И ужасно жалко всех. А в конце я была просто счастлива. И от чувства радости местами похохотала над рассказом про роботов в письме Юрковского. Потому что всё кончается хорошо. И это не сладкий радостный хэппи-энд, а такой, какой должен был быть.
40.
"Стажеры" , Стругацкие.Не опять, а снова

Но ладно, на самом деле я уже начала читать другую книгу после этой и это не Стругацкие, и я развлекаюсь как могу, пока болею. Целый второй день. "Стажеры" мне очень понравились, несмотря на то, что серию про Быкова, Юрковского, Жилина и прочих я читаю как попало - а всего-то разок погуглить порядок книг. Вот это третья книга про них уже. Нет, гуголь для слабаков. В общем, эта книга показалась мне очень свежим взглядом Стругацких на собственное творчество. В большинстве их книг фигурируют люди простые, но замечательные. Обычный человек, который может совершить подвиг. Вот Максим, он изначально вроде бы и неудачник по меркам своей реальности, но даже до того, как на Саракше всё заверте, видно, что он человек хороший, благородные задатки, не путает хорошее с плохим, не мудрствует лукаво и совесть у него не поддается модификациям. Такого и попаданцем закинуть в любой мир не стыдно. А в "Стажерах" люди уравниваются. И геройствующие, и самые обычные. И какие-то персонажи осуждают мещан, а какие-то говорят, что пусть каждый живет как хочет. И что самый мелкий, как может кому-то показаться, скучный человек очень важен.
Людей неинтересных в мире нет, их судьбы - как истории планет: у каждой всё особое, своё и нет других, похожих на нее. © Настолько важен, что с его смертью весь мир встанет на дыбы. Мне очень понравилось, что это было высказано.
именно подвиг, да.
это не воспринимается как "пришли и взорвали". а могло бы.