это точно перевернёт систему образованияЕсли ходить и спрашивать людей, что стоило бы поменять в школьной программе, ответы будут разные, просто потому, что у всех разные вкусы. Мой дед вот сказал выкинуть "Вишневый сад", но вернуть "Молодую гвардию" и "Как закалялась сталь". Кого-то Достоевский прямо в депрессию вгоняет, а мне в принципе понравилось. В школе очень трудно подойти профессионально, отбросив личные симпатии: оценивать качество книги, отсылки к культуре и прочее. Даже в большинстве сочинений нужен оценочный подход - что ты подумал по тому или иному поводу, как понял. Если понял не так, как учитель, могут быть проблемы - в зависимости от его широты взглядов.
Я что-то подумала: что, если просто предъявить критерии для чтения, но позволить выбирать книги по ним? Например: прочитайте классический роман 19 века (можно еще сузить: только русский, или можно зарубежную литературу). Прочитайте произведение, написанное до 1700 года (хоть Гомер, хоть Данте Агильери). И сделать много таких пунктов. И так же идти от старого к современности. Кстати, я бы включила в такой квест что-нибудь фантастическое из 20 века, потому что научная фантастика - не такая уж ерунда, там много очень хороших книг, в том числе русских авторов, но фантастика в программе практически игнорируется. У нас упоминается только "Мы" Замятина. Опять же, не-любители нф могли бы мне возразить. На уроках ученики бы могли выходить и рассказывать, какую книгу прочитали, что им понравилось, что, может быть, не понравилось. Это могло бы подтолкнуть других учеников тоже прочитать именно эту книгу (или наоборот). И чтобы книг на год приходилось не меньше, чем сейчас в программе.
Ясное дело, такая свободная программа не будет существовать, но я просто выдумала такую идею, и мне кажется, это было бы неплохо. И люди бы читали то, что им больше нравится. И сочинения можно было бы писать по тем книгам, которые сам выбирал, пусть и в рамках.
@темы:
трое в лодке, нищета и собаки
один прочитал - ему надо.
шансы, что еще заинтересуются минимальны, зависят от многих факторов)
нам надо не список литературы менять, нам надо менять отношение к анализу произведения. нужно вдыхать в него жизнь, открывать перед учениками книгу как ценность, а не как должное. одни и те же произведения учатся в разных школах по-иному, поэтому и люди по-разному отвечают на вопрос, что выкинуть. стандартов в принципе при изучении литературы не должно быть, но должен быть иной подход - литература не математика, ее не выучишь, ее нужно пропускать через себя. нам навязывают в школе, а должны подталкивать к самоанализу.
скромное слово филолога, проучившего литературу в универе и курс методика преподавания литературы в школе хддд
но остальные ученики тоже что-то прочитают, каждый свою книгу, даже если книгу товарища не захотят
факторов действительно много, хотя бы умение человека рассказывать и его репутация.
мне вот только в этом году показали другой подход, по которому надо анализировать произведение, а не просто внимать мудрости веков) и это очень круто. для меня это даже поменяло отношение ко многим авторам.
как вариант - дети приходят в школу, надевают наушники и подключаются каждый к своему вебинару. Единое расписание по всей стране. Занятия ведут лучшие преподаватели. А в школах не учителя, а педагоги - в исходном смысле этого слова.