нашёл дома ножи? импровизируй
На полном серьезе считаю, что литературе из школьной программы нужны предупреждения - нечто среднее между ворнингами к кино или играм (когда на коробочке с игрой рисуют паука, это означает ужасы, а кулачок - сцены насилия), и предупреждениями к фанфикам (смерть персонажа, смерть животного, нецензурная лексика, etc). Дело, в принципе, не в возрастном рейтинге, хотя некоторые произведения содержат сцены, которые в тех же фильмах могли бы заклеймить как неподходящие; дело попросту в том, что я ужасно устала читать про умерших собачек и пристреленных лошадей! Я читала "Белого Бима", но его нет в программе, и я выбрала эту книгу себе сама, и хотя мне тогда было мало лет, я знала, на что шла, что это будет грустно. А вот "Муму" - это тупо. До сих пор считаю, что утопить собаку - последнее дело, что помешало забрать ее в деревню?.. Или рассказ из "Донских рассказов" Шолохова - жеребёнок тонул, мужик его спас... мужика пристрелили. Перед этим пристрелили лошадь. Здоровую нормальную лошадь. Просто из-за риска потерять телегу, которую можно было напрячься - и вытащить с помощью людей. Нет, даже если забить на то, что жалко-грустно-зачем же так, то... товарищи, у вас что, лошади лишние? в гражданскую войну?
Или рассказ "Кусака" еще из начальной школы, как бродячая собака подружилась с семьей людей, потом они, естественно, уехали, а собака стала еще более бродячей, как она страдала, как ее все бросили.
Да и "Каштанка" безрадостная, если на то пошло.
Вот "Белый пудель" - это уже на что-то похоже, да.
Или суть только в том, что эти рассказы сделают школьников добрее к братьям меньшим, заставят посочувствовать? Но эти рассказы ужасно депрессивные, они просто... мучают. И можно почувствовать себя виноватым за всю скорбь мира, хотя сам никогда котят не пинал, собак не выбрасывал.
Или рассказ "Кусака" еще из начальной школы, как бродячая собака подружилась с семьей людей, потом они, естественно, уехали, а собака стала еще более бродячей, как она страдала, как ее все бросили.
Да и "Каштанка" безрадостная, если на то пошло.
Вот "Белый пудель" - это уже на что-то похоже, да.
Или суть только в том, что эти рассказы сделают школьников добрее к братьям меньшим, заставят посочувствовать? Но эти рассказы ужасно депрессивные, они просто... мучают. И можно почувствовать себя виноватым за всю скорбь мира, хотя сам никогда котят не пинал, собак не выбрасывал.
причем призывали не сдерживать слез
и про комиссара Щорса еще
видимо в этом видели какой-то педагогический смысл
а что со Щорсом?
Это про Щорса.
Думаю да, воспитывали сострадание.
Биографии пионеров героев реально напоминали жития святых мучеников.
но что можно воспитать на биографиях пионеров? просто можно сочувствовать собакам и бабушкам, но проблематично ребёнку оказаться в ситуации, где его будут пытать, а он - гордо не сдавать Родину.
Для себя я совсем другие книги читала про тех же пионеров - с приключениями
Почему их в программу не включали - непонятно. Их бы с большим энтузиазмом обсуждали, это точно.
Мне их в школьной библиотеке давали
Но я помню что герои были такие же чуваки как я, и темы были близкие вроде дружбы-предательства, правильных-неправильных поступков и т д
Да вот хоть Чучело то же Железникова